Чтобы рвануться в схватку, у мужчины
Есть только две достойные причины.
И первая: родной страны защита,
Граница чья пред недругом закрыта...
Расул Гамзатов
СМОТРЕТЬ
Быстрых Борис Степанович
Только в восьмидесятые годы прошлого века, почти после четырех десятков лет после Победы, стало известно, что кавалер Золотой Звезды Героя летчик Борис Степанович Быстрых был родом из Бурятии. Родился он в 1916 году, детские и юношеские годы провел на берегу Байкала, в городе Мысовске, ныне Бабушкин. Отец героя Степан Митрофанович Быстрых работал на станции Мысовая железнодорожным рабочим. Он умер рано, в 1926 году, оставив большую семью: троих сыновей и четырех дочерей. Трудно было Ольге Афанасьевне Быстрых воспитывать семерых детей.
В январе 1931 года девятый съезд комсомола принял шефство над Военно-Воздушными Силами Страны Советов. Призыв съезда «Комсомолец – на самолет!» нашел отклик в сердцах тысяч и тысяч юношей и девушек. Среди многих десятков комсомольцев Бурятии уехал учиться, после службы в рядах Красной Армии, в Балашовское летное училище старший брат Бориса – Виктор, помощник машиниста. Его место на левом крыле паровоза занял Борис, закончивший к тому времени семилетку и школу фабрично заводского обучения. И он, и младший брат Сергей мечтали, как и старший, стать летчиками. Вскоре Борис уезжает к старшему брату в Балашов. Но сразу курсантом училища стать ему не удалось. Тогда Борис устраивается на работу вольнонаемным в авиационные мастерские. Бывший помощник машиниста паровоза с жадностью изучает авиационный мотор и конструкции самолетов, благо каждая деталь не единожды побывала во время ремонтов в руках любознательного слесаря. А после работы Борис на летном поле внимательно следит за полетами инструкторов и курсантов. Настойчивость и упорство жадного до летного дела молодого комсомольца были замечены. Через год он, как и старший брат Виктор, становится курсантом Балашовского летного училища. А еще через некоторое время стал курсантом этого же училища и младший брат Сергей. Все они успешно заканчивают училище и, породнившись с племенем крылатых людей, становятся пилотами.
Великую Отечественную войну братья Быстрых встретили летчиками Военно-Воздушного Флота. Борис Степанович был призван в армию в 1940 году. В считанные месяцы он освоил пилотирование скоростного бомбардировщика, да так, что командование 99-го ближнебомбардировочного авиационного полка, где он начал службу, назначает его исполняющим обязанности командира звена боевых самолетов. ...Шел шестой день Великой Отечественной войны. Полк только что перебазировался на один из лесных аэродромов Белоруссии. Едва успели закончить самые разнообразные, порой непредвиденные дела с обустройством техники и личного состава, как Бориса Степановича вызвал командир и дал боевое задание: бомбить движущиеся в район города Бобруйска мотомехколонны фашистских захватчиков. Звено Бориса моментально поднялось в воз дух. Была низкая облачность, что затрудняло поиск врага, но в то же время и помогало – за облаками можно было незаметно подобраться к цели вплотную. Борис приказал набрать высоту 1100 метров. Отсюда сравнительно хорошо просматривались в разрывах пелены облаков рокадные и шоссейные дороги, реки и речушки и мосты через них. И вот, наконец, – цель! Внизу черной змеей вьется по дороге механизированная колонна противника. Боевой разворот и ...фашисты открыли беспорядочный огонь. Стена огня встала перед стремительно рвущимися к цели бомбардировщиками. Вспышки следуют одна за одной. Но все – мимо, мимо! И вдруг – удар! Самолет резко бросило вправо. Боковым зрением увидел, как элерон правой плоскости оторвался. Попробовал выправить самолет по курсу. Удалось. Только успел подумать о том, какая замечательная у него машина, как опять последовал удар! Левый мотор натуженно взревел, чихнул пару раз и замолк. Потянулся от него туманный след. Взглянул на приборную доску: так и есть, манометр давления подачи топлива к левому мотору показывал ноль. Пробита магистраль? Бензобаки? Хорошо, хоть огня нет, просто в рубашке родился... Наконец самолет облегченно встряхнуло. Это штурман отправил на цель первую партию бомб. – Получайте подарочек, гады! – услышал в на ушниках охрипший голос штурмана. Попробовал вывести самолет на курс домой. Бомбардировщик неохотно послушался. – Ну, выручай, родненький! И самолет выручил, не подвел. На одном правом моторе, с оторванным элероном он выровнялся и стал медленно набирать высоту. Следом шли ведомые. Они отбомбились благополучно. Но в отсеках оставались еще бомбы. – Ну, командир, рискнем? – подал голос штурман. – Попробуем... Израненный самолет Быстрых идет на второй заход, туда, где в море огня взрываются и горят автомашины, бронетранспортеры, танки, где мечутся в панике фашисты. А за ним – его ведомые, его боевое звено. Второй бомбовый удар довершил разгром колонны, и звено возврати лось на аэродром, чтобы с гордостью доложить: «Первое боевое задание выполнено!» Вот так, в самом начале Великой Отечествен ной войны, Борис Степанович Быстрых проявил себя храбрым и мужественным летчиком, отлично владеющим боевой техникой и техникой пилотирования. За этот вылет Борис Степанович Быстрых был награжден орденом Красного Знамени. Это была первая награда нашего земляка.
И опять боевые полеты. Порой по два-три раза в день. Только в течение февраля 1942 года экипаж старшего лейтенанта Быстрых совершил 39 боевых вылетов. 2 марта 1942 года командир полка поставил перед экипажем Б.С. Быстрых боевую задачу: – Вывести из строя телеграфную линию железной дороги на участке Сумы – Белополье и произвести воздушную разведку станции Сумы. Самолет с полной бомбовой нагрузкой стоял наготове. Экипаж ждал командира. Наконец появился старший лейтенант. Оживленный, радостный от полученного боевого задания, он с воодушевлением объяснил задачу экипажу. Через минуту бомбардировщик был уже в воздухе, взяв курс на Сумы. При подходе к железной дороге снизились до высоты 50-100 метров и на бреющем полете пошли вдоль нее. Внизу мелькали телеграфные столбы межстанционной связи. Можно было сбросить бомбы, чтобы подорвать несколько из них. Но командир медлил, выжидая чего-то. И ожидание его было вознаграждено. Впереди показался дымок паровоза. Он стремительно приближался, и вот уже ясно виден паровоз, а за ним – вереница вагонов с воинским имуществом и боеприпасами, платформы с танками, автомашинами и артиллерийскими орудиями. Борис подал команду: – Штурман! Держи цель! – Есть! Правее, командир. Еще правее... Так... А теперь доверни чуть влево. Хорошо... Есть! В перекрестке бомбового прицела – окутанный паром и дымом паровоз. Это паровозная бригада, пытаясь спастись от бомбового удара, применила контр-пар, заставив ведущие колеса паровоза вертеться в обратную сторону. Но было уже поздно. Штурман старший лейтенант Николай Фунаев нажимает кнопку сброса, и боевой груз устремляется вниз. Бомбы рвутся так близко, что в корпус самолета ударяет взрывная вол на. Борис с силой тянет штурвал на себя, и облегченный бомбардировщик круто взмывает в небо. На обратный курс легли с сознанием исполненного долга, с радостным чувством победы. Но на высоте 1500 метров бомбардировщик атаковали два «мессера». Отбиваться было нечем. Весь боезапас был израсходован. Поняв это, фашистские летчики перестали стрелять и вплотную подошли к самолету Быстрых. Появились, по-видимому, вызванные по радио, еще четыре фашистских истребителя. Они пристроились к первым, перерезав курс бомбардировщика заградительным огнем. Самолеты летели так близко, что хорошо различались самодовольные лица врагов. Они весело гоготали, руками показывая, дескать, «русс, сдавайся, иди за нами». Штурман Николай Фунаев с досады выстрелил из ракетницы по ближайшему фашисткому истребителю. «Мессер» резко отвалил в сторону, а потом злобно прошил воздух очередью из пулемета в опасной близости от бомбардировщика. Кивками головы и жестами руки Борис пока зал ближайшему к нему немецкому асу, что положение его безвыходное, и он согласен посадить бомбардировщик там, куда приведут его фашистские летчики. Тот в ответ закивал удовлетворительно. А Борис, следуя в эскорте «мессеров», все тянул и тянул свой самолет, имитируя неисправности и стараясь подвести его как можно ближе к лесу. Наконец, спасительная чащоба рядом, под ним. Быстрых резко бросает бомбардировщик в пике и на бреющем полете, чуть ли не срезая верхушки деревьев, уходит в сторону. Маневр был таким неожиданным, что фашистские истребите ли ещё несколько мгновений летели прежним курсом. А когда опомнились, то бросились вдогонку, стреляя изо всех пушек и пулеметов по уходящему от них советскому самолету. Несколько мгновений, выигранных Борисом, оказались спаси тельными. Не давая вести прицельный огонь, Быстрых бросал самолет то в одну, то в другую сторону, а штурман Николай Фунаев из ракетницы стрелял по немцам, заставляя их с каждым выстрелом отклоняться и вести неприцельный огонь. Расстреляв весь боезапас, фашисты улетели. Но и самолет Быстрых был изранен. Отбит левый элерон, пробиты бензобак, магистраль. С трудом довел его Борис до расположения советских войск и посадил на одной из площадок на своей территории. Когда сели, удивились без мерно: Пе-2 был буквально изрешечен. Только пробоин от пушечных снарядов насчитали 12, а от пуль и со счету сбились. Их было несколько сотен. Своими силами залатали пробитые бензобаки, забинтовали главную магистраль подачи топлива, достали горючее и, заправившись, прилетели на свой аэродром. Немало пришлось потрудиться изумленным техникам, чтобы залатать и закрасить все пробоины. Через день-другой самолет Быстрых был уже в строю. Золотую Звезду Героя и второй орден Ленина Борис Степанович получил уже под Сталинградом, куда был переброшен авиационный полк, в котором он служил. Здесь личный состав полка дрался с врагом храбро, проявляя чудеса героизма, мужества и находчивости при выполнении боевых заданий. А когда закончилось окружение и разгром войск Паулюса, полку было присвоено почетное звание «96-й гвардейский Сталин градский полк скоростных бомбардировщиков».
Под гвардейским знаменем полк воевал на Центральном фронте, выполняя самые различные задания командования фронта. 3 июня 1943 года, получив задание раз бомбить скопление участвующих в каратель ной операции моторизованных войск противника в районе села Прольково, с аэродрома полка взлетела девятка скоростных бомбардировщиков. В составе эскадрильи был и новый экипаж Б.С. Быстрых: сам командир, штурман Смирнов и стрелок-радист Шевель. Достигнув заданного района, между селом Прольково и деревней Сытенки заметили скопление карателей. Сделали несколько заходов, сбросив смертоносный груз на механизированную часть наступавших на партизанские соединения немцев, а затем из пушек и пулеметов обстреляли пехоту. Каратели в панике повернули назад. Боевое задание было выполнено, и отважные соколы взяли курс на родной аэродром. Под битый вражеским огнем Пе-2, который вел Борис Степанович Быстрых, начал отставать. Моторы работали с перебоями и загорелись, самолет резко пошел на снижение. Огненный смерч вихрем пронесся над опушкой леса, где наступали каратели, и скрылся за лесом – это экипаж Быстрых в последние мгновения жизни обстрелял их из пушек и пулеметов, огнем своим заставив залечь карателей. Этим воспользовались партизаны, в свою очередь ринувшись в атаку.
Храбро воевали и братья Бориса Степановича Быстрых Виктор и Сергей. За воинскую доблесть и мужество они были награждены орде нами и медалями Советского Союза. Через пять месяцев после гибели Бориса в тяжелом воздушном бою с несколькими истребителями врага погиб и летчик-истребитель Виктор Быстрых. Лишь весной 1944 года останки его были обнаружены в лесу колхозниками в районе станции Варениковская Краснодарского края. Сергею Степановичу, одному из трех крылатых братьев Быстрых со станции Мысовая, что на берегу Байкала, посчастливилось встретить День Победы. После нескольких ранений, полученных в воздушных боях, его по состоянию здоровья отчислили из авиации. Но летчик Сергей Степанович не согласился на демобилизацию из рядов Красной Армии. До конца войны он служил в саперных войсках и демобилизовался в звании майора.
Только через много лет после войны было найдено место падения Пе-2, на котором воевал Борис Степанович Быстрых. А осенью 1975 года по желанию местных жителей останки погибшего экипажа были перезахоронены в торжественной обстановке в селе Ревны Навлынского района Брянской области. ...На могиле героических летчиков всегда лежат букеты цветов. Благодарные люди чтут память о своих защитниках и освободителях, отдавших жизнь за их счастье, за Родину.
Источник: Личный архив члена Союза журналистов России Баясхалана Бальжинимаевича Дабаина
Источник: Герои Бурятии. Издание третье, дополненное/Д.М. Цыренов. – Улан-Удэ: Изд-во ОАО«Республиканская типография», 2014. – 136 с.: ил.
Награды
Герой Советского Союза
Орден Ленина
Орден Красной Звезды
Медаль "За Отвагу"
Медаль "За боевые заслуги"