Зориктуева Марта Цыреновна | Доблесть Бурятии

Чтобы рвануться в схватку, у мужчины
Есть только две достойные причины.
И первая: родной страны защита,
Граница чья пред недругом закрыта...

Расул Гамзатов

СМОТРЕТЬ

В 1966 г., когда Марта Зориктуева после окончания школы приехала в Улан-Удэ поступать в институт культуры, она случайно узнала, что идет набор в театральную студию бурятского театра под руководством Ф. С. Сахирова. После экзаменов 5 сентября 1966 г. М. Зориктуева была принята в театр в качестве артистки вспомогательного состава, а в 1967 г. перешла в основной состав. Марте Зориктуевой, Ларисе Егоровой и всем другим студийцам, несомненно, повезло. Они попали в национальный театр, где работали актеры разных поколений. Продолжали работать великие мастера бурятской сцены Ч. Генинов, Н. Гендунова, В. Халматов, М. Степанова, Ю. Шангина и др. Набирали известность выпускники первой Ленинградской актерской студии — Ц. Пурбуев, Г. Бутуханов, С. Дашиев, В. Амханова, Е. Санжимитыпова и др. Повезло им и с режиссерами — работали выдающиеся Федор Сахиров, Буянто Аюшин, Цыден Цыренжапов.

   Творческая биография студийцев формировалась на перекрестке истории «смены эпох», периоде смены актерских поколений, сложной репертуарной перестройки, а главное — время поисков нового сценического героя. Молодые студийцы, в том числе и Марта, открывали для себя различные сферы сценического мастерства, выявлялись силы и границы таланта. Рертуарный лист актрисы — свидетельство богатой творческой биографии, напряженного труда. Обладая даром внутреннего перево- площения, обаянием личности, музыкальностью, пластичностью, актриса достигает глубокого проникновения во внутренний мир своих героинь. М. Зориктуева дебютировала в роли Строгой в спектакле по пьесе А. Вампилова «Прощание в июне». Затем удачно сыграла роль Майи Мухиной в психологически сложной пьесе В. Розова «В день свадьбы». 1970-е годы были для Марты годами сценической зрелости и творческих удач. Большой творческой удачей стала роль Комиссара в спектакле «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского. За эту роль она удостоена звания лауреата премии Ленинского комсомола Бурятии. В театральном сезоне 1973-1974 гг. Марта сыграла роль Ленушки в одноименном спектакле по пьесе Л. Леонова, спектакль был показан на смотре-конкурсе театров, посвященном патриотической теме, и получил высокую оценку, главные герои и режиссер были удостоены серебряной медали имени народного артиста СССР А. Д. Попова. В 1977 г., заочно отучившись в Московском Государственном институте театрального искусства им. Луначарского, М. Зориктуева получила диплом по специальности «актриса кино и театра». Талант и прекрасные внешние данные с первых же спектаклей выдвинули ее как актрису-лидера, актрису-героиню. Ею сыграно более ста ролей классической, русской, национальной и бурятской драматургии. Запомнились зрителям созданные образы: прекрасная и величественная богиня Афродита в «Не бросай огонь, Прометей!» М. Карима, Эмма Герберт в «Береге» Ю. Бондарева, Людмила в «Вассе Железновой» М. Горького, Жалма в «Дороге любви» и «Силе любви» Ш.-Н. Цыденжапова, Иваниха в спектакле Ф. Булякова «Выходили бабки замуж» и многие другие. К числу «звездных» ролей Марты Цыреновны отнесится роль Минджи в спектакле по пьесе народного писателя Калмыкии Алексея Балакаева «Сердце матери».

   В творчестве М. Зориктуевой красной нитью проходит образ матери, воплощенный в разных ипостасях: от напоенной материнской нежностью Камал — матери Будды Сиддхартхи в одноименном спектакле по пьесе Г. Гессе, комичной, недалекой Тамжид в водевиле Б.-М. Пурбуева «Болдой сын Толдоя», эгоистичная Габби в спектакле «Восемь любящих женщин» Р. Тома, по житейски мудрой Матери в спектакле С. Лобозерова «Небо в алмазах». Каждый из характеров — целый мир. Каждая героиня — новая веха в жизни актрисы, несущая основную идею любого произведения, что наша святая обязанность почитать отца и мать. В спектакле-трилогии Б.-М. Пурбуева «И на нашей улице будет праздник» («Эрьехэ наран 1, 2, 3») Марта Цыреновна исполняет роль главной героини Янжимы, ее героиня с достоинством уходит в доминтернат для престарелых и инвалидов, когда ее дети рассорились изза квартиры. Проблемы современные, на злобу дня, и актриса доводит до зрителя то, что значит уважать себя, не впадать в бытовой эгоизм. Она привела к человечности своих уже немолодых детей собственным примером бескорыстия и беззлобия. М. Ц. Зориктуева — одна из бурятских актрис, которая много снималась в кинофильмах со знаменитыми киноартистами 70-х годов прошлого столетия. Это «Пропажа свидетеля», «Инспектор золотой тайги» в роли таежной девушки Инги (ее партнерами были В. Золотухин, В. Высоцкий, В. Смехов); «Нет чужой земли», «Сон в начале тумана» Свердловской киностудии (партнерами были Б. Халзанов, В. Кондратьев), «Три солнца» киностудии «Мосфильм», «Три дня Монголии» киностудии «Монголкино». М. Ц. Зориктуева сыграла роль матери семейства в фильме режиссера Б. Дышенова «Отхончик. Первая любовь». Не однажды она приглашалась в постановки на сцене Монгольского академического театра драмы им. Нацагдоржа (Комиссар в «Оптимистической трагедии» В. Вишневского, Иваниха в спектакле «Выходили бабки замуж» Ф. Булякова и др.).

   За годы работы Марта Цыреновна побывала с гастролями в Монголии, Калмыкии, Польше, принимала участие в трех международных театральных фестивалях монголоязычных театров, региональных театральных фестивалях «Сибирский транзит», неоднократно выезжала с творческими отчетами в Москву и Ленинград. В последние годы созданы роли: тетушка Долгор в спектакле «Птицы нашей молодости», Мать в постановке польского режиссера К. Занусси по пьесе А. Камю «Недоразумение», Пяглай в спектакле «Будамшуу» Ц. Шагжина, Тиша в спектакле «Августовские киты» по Д. Бэрри, Таисия Петровна в «Оройтоhон дуранай охин» Ярославы Пулинович. В 2022 г. состоялась премьера лирической комедии «Судьба в чемодане» по пьесе Леонида и Ирины Ворон в постановке Саяна Жамбалова, в котором играют все актеры старшего поколения театра: в ролях трех подруг — Нины (Д. Сангажапова), Зинаиды (М. Зориктуе- ва), Татьяны (Л. Дугарова и Д.Тангатова). Как заслуженная награда за мастерство, верность театру — высокое доверие актрисе: в декабре 2018 г. Союз театральных деятелей Бурятии направил Марту Цыреновну представлять театральное сообщество республики на торжественной церемонии открытия Года театра в России в городе Ярославле.

   М. Ц. Зориктуева имеет звания и награды: «Заслуженная артистка Бурятской АССР» (1973), лауреат серебряной медали им. А. Д. Попова за роль Ленушки в спектакле «Ленушка» по пьесе Л. Леонова (1974), «Народная артистка Бурятской АССР» (1975), лауреат премии комсомола Бурятии («Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, 1978), «Заслуженная артистка РФ» (1996), «Заслуженный работник культуры Монголии» (Соелын тэргууний ажилтан, 2002), «Народная артистка РФ» (2006), лауреат Государственной премии Бурятии (за спектакль Эрьехэ наран», 2008), Орден Чингисхана (Монголия, 2007) и др.

Источник: https://gbu-garb.ru/assets/manager/pdf/otchety/%D0%9A%D0%97%D0%94_2024.pdf

Награды

«Заслуженная артистка Бурятской АССР» (1973)

Лауреат серебряной медали им. А. Д. Попова за роль Ленушки в спектакле «Ленушка» по пьесе Л. Леонова (1974)

«Народная артистка Бурятской АССР» (1975)

Лауреат премии комсомола Бурятии («Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, 1978)

«Заслуженная артистка РФ» (1996)

«Заслуженный работник культуры Монголии» (Соелын тэргууний ажилтан, 2002)

«Народная артистка РФ» (2006)

Лауреат Государственной премии Бурятии (за спектакль Эрьехэ наран», 2008)

Орден Чингисхана (Монголия, 2007) и др.