Бадмаев Цыден-Еши | Доблесть Бурятии

Чтобы рвануться в схватку, у мужчины
Есть только две достойные причины.
И первая: родной страны защита,
Граница чья пред недругом закрыта...

Расул Гамзатов

СМОТРЕТЬ
Бадмаев Цыден-Еши

Бадмаев Цыден-Еши

Дата рождения: 1922 г.
Страна: СССР
Регион: Бурят-Монгольская АССР
Район: Заиграевский
Населённый пункт: Шибирь

   Архивная справка Талантливый танцовщик, балетмейстер, актер кино, народный артист Бурятии Цыден-Еши Бадмаев родился в 1922 г. в с. Шибирь Заиграевского района. Рано лишившись родителей, он воспитывался у сестры матери. В 1939 г. 17-летний юноша приходит в Бурят-Монгольский музыкаль-но-драматический театр, где начинает учиться азам классического танца. Еще школьником Цыден-Еши занимался в танцевальной самодеятельности клуба им. Серова в Улан-Удэ. В 1940 г. Ц.-Е. Бадмаев с успехом выступил на Первой декаде Бурят-Монгольского искусства в Москве. В 1943 г. на сцене театра ставится первая балетная постановка – «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева. Дуэт Бадмаева и Шалтыковой поразил воображение зрителя и завоевал его восхищение и любовь.

   В годы Великой Отечественной войны Ц. Бадмаев вместе с другими артистами театра – М. Шалтыковой, Б. Балдаковым, Г. Цыдынжаповым, Т. Гергесовой, Н. Петровой – являлся участником фронтовых бригад, в связи с чем был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». С 1943 по 1962 г. Ц. Бадмаев – один из ведущих солистов бурятского театра. Он является первым исполнителем многих главных партий классического и национального репертуара. Это Колен в 191 «Тщетной предосторожности» (1944), Кондрат в «Корсаре» (1947), Зигфрид в «Лебедином озере» (1948), Франц в «Коппелии» (1949). В 1959 г. артист участвует во Второй декаде бурятского искусства и литературы в Москве. Он исполнил роли Зорикто в балете «Во имя любви» Ж. Батуева и Енисея в балете «Красавица Ангара» Б. Ямпилова и Л. Книппера. Как балетмейстер он осуществил постановки балетов «Вальпургиева ночь» (1956) и «Эсмеральда» (1959). С большой балетной сценой он расстался в мае 1962 г. Но с уходом из театра творческая жизнь артиста не прекратилась. Он работает директором ансамбля «Байкал», затем балетмейстером в Монголии. За большие заслуги в области профессионального искусства Цыден-Еши Бадмаев был награжден многими правительственными наградами. В 1948 г. ему было присвоено звание заслуженного артиста Бурятской АССР, а в 1973 г. – народного артиста Бурятской АССР. Выдающиеся бурятские деятели. – Улан-Удэ, 2010. – Т. 2 (вып. 5-8). – С.58-59 * * * Имя Цыден-Еши Бадмаева навсегда останется в истории бурятского балета, его будут называть «Первый принц бурятского балета». Первый исполнитель всех классических и национальных балетов, талантливый танцовщик, балетмейстер, актер кино.

   Цыден-Еши Бадмаев первым познакомил зрителей с глубокими образами классического балета – Вацлавом из балета «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, благород-ным и отважным Конрадом из балета «Корсар» А. Адана, щедрым и обаятельным Батыром из балета «Шурале» Ф. Ярулина, Фебом де Шатопером из балета «Эсмеральда» Ц. Пуни и Василенко, влюбленным и целеустремленным Зоригто из балета «Во имя любви» Ж. Батуева и, конечно, сильным и мужественным Енисеем из балета «Красавица Ангара» Л. Книппера и Б. Ямпилова. Но самыми главными и памятными для артиста Цыден-Еши Бадмаева в его творчестве были созданные образы для балетов «Лебединое озеро» и «Жизель», благородного, красивого и одухотворенного мечтой о любви принца Зигфрида, и романтического Альберта. С 1943 по 1962 г. он неизменно исполнял все ведущие партии во всех балетных спектаклях театра. Нет в истории бурятского балета ни одного знакового события без участия Цыден-Еши Бадмаева. Он танцевал заглавные партии в первых бурятских балетах «Свет над долиной», «Во имя любви», «Красавица Ангара». Был участником двух декад Буряд-Монгольского искусства и литературы в Москве 1940 и 192 1959 гг. Лауреат 3-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине 1951 г. Балетмейстер балетов «Вальпургиева ночь» (1956), «Эсмеральда» (1959). Постановщик танцев в опере «Евгений Онегин», «Энхэ Булат Батор». Снимался в кино, в 1977 г. сыграл главную роль в фильме «Последний год Беркута», также снялся в фильмах «Не имеющий чина» (1985), «В ночь лунного затмения» (1978) «Неистовый беглец», «Кербез» (1989), «Нет чужой земли» (1990).

   По окончании сценической карьеры артиста балета Цыден-Еши в 1962 г. стал директором Государственного ансамбля песни и танца Бурятской АССР, который впоследствии получил название «Байкал». Ему принадлежат постановки первых бурятских дуэтных танцев: «Счастливая юность», «Баяр», «Молодежный». В 1965 г. на свои средства подготовил собственную концертную программу «Танцы народов мира», его программа состояла из 18 танцев народов мира. Для своих постано-вок Цыден-Еши сам создавал и шил костюмы по эскизам народного художника Бурятии М.Е. Шестаковой. Впоследствии с этой программой и еще двумя программами объехал всю Бурятию, Калмыкию, Монголию, Хакассию, Якутию, Туву, Кубу, Грецию, Индию, Финляндию. В 1948 г. Цыдену-Еши присвоено звание заслуженного артиста Бурятской АССР, а в 1973 г. – народного артиста Бурятской АССР, за большие заслуги награжден Орденом Трудового Красного Знамени. Цыден-Еши Бадмаев родился 5 сентября 1922 г. в с. Шибирь Заиграевского района в многодетной крестьянской семье Дашипила Найданова, где было двенадцать детей (шесть братьев и шесть сестер). Его детство прошло в селе Шибирь, и так как семья была бедной, Цыдена-Еши на воспитание взял отец матери Бадма Галсанов. К четырем годам Цыден-Еши лишится как приемного, так и родного отца, и перейдет на воспитание в семью тети по матери Бэллы Бадмаевой. До 1930 г. они жили в Монголии, а в 1933 г. переехали в Москву. До 1937 г. они проживали в Москве, и Цыден-Еши учился в средней школе, но мужа тети перевели на работу в город Актюбинск, и семья переехала на новое место. Тогда были тяжелые времена, в конце года дядю арестовали, и Цыден-Еши с тетей пришлось вернуться в Улан-Удэ. «Этот мальчик будет любить все живое. Он не должен видеть смерть», – сказал лама, когда он родился. Цыден-Еши с детства отличался чутким музыкальным слухом, гибкостью, пластичностью, им-провизировал и создавал на глазах целые хореографические картинки. Он жил танцем и его дарование невозможно было не заметить. Будучи школьником, Цыден-Еши занимается в танцевальной художественной самодеятельности в клубе им. Серова в г. Улан-Удэ, там-то его и заметил М.С. Арсеньев. Молчаливый, необычайно трудолюбивый юноша понравился балетмейстеру, и позднее он стал его учеником. В 1939 г. семнадцатилетний стройный юноша пришел в театр после окончания средней школы с твердым желанием посвятить свою жизнь прекрасному, но трудному искусству балета. Нелегко начинать учится балету, когда тебе 17 лет, ведь балетное обучение начинается с 9-10 лет. Но старание и труд дают свои результаты, и в 1940 г. Бадмаев с успехом представляет бурятское искусство на первой декаде Бурят-Монгольского искусства в Москве, в составе труппы театра. Успех был колоссальный, Москва встретила овациями, но остался горький осадок после того, как артистов пригласили в Кремль на торжественный ужин к Сталину, но детям врагов народа пропуска не давали. На прием к Сталину не попали Д. Батожабай, Ф. Иванов и Ц. Бадмаев. В их числе был и Бадмаев. 1941 год, началась война, и Цыден-Еши решает пойти на войну, пишет заявление, и его зачисляют в Иркутское саперное училище, но он почти сразу же был отозван правительством Бурятии для продолжения работы в театре. Во время войны работа в театре продолжается, и в 1943 г. ставят первый балет «Бахчисарайский фонтан». Первую классическую партию Вацлава исполняет Цыден-Еши Бадмаев. В октябре он попадает в фронтовую бригаду, и восемь артистов-солистов уезжают в Москву, чтобы защитить программу для выступлений. Они выступают перед бойцами от Белорусского до Дальневосточного фронтов. Выступали на снегу, чаще на грузовиках с печкой посередине, выступали даже перед Рокоссовским. Выступления на фронтах сказались впоследствии на здоровье Цыден-Еши, он вернулся разбитым, «посадил» сердце и ноги.

   После войны в 1948 году в театре ставится спектакль «Лебединое озеро», партию принца Зигфрида исполняет Цыден-Еши Бадмаев. В партнерши ему дают юную балерину Ларису Сахьянову, которая приехала после учебы в Московском хореографическом училище. Лариса Сахьянова исполняет партию Одетты. Так возник дуэт, который долгие годы приводил зрителей в состояние восхищения, и вскоре их сценический дуэт станет семейным. Партнеры в балете и в жизни – это была красивая пара. Они очень трепетно относились друг к другу: он в письмах нежно называл ее Ланью, а она ласково «дорогой мой Сашок». Несмотря на искренность чувств, они расстались. Расставание было тяжелым, но они не утратили уважение друг к другу. Лариса Сахьянова останется танцевать в театре, но уже с другими партнерами, а Цыден-Еши завершит танцевальную карьеру в 1962 г. партией принца Зигфрида в балете «Лебединое озеро». Одетту и Одил-лию танцевали с ним Лариса Сахьянова, Ольга Короткова, Роза Зингерова и Энгельсина Кондратьева. В последний раз они вместе выйдут на сцену – Лариса Сахьянова и Цыден-Еши. Она станет лицом бурятского балета в мире, одной из выдающихся танцовщиц ХХ века, а он останется в памяти как первый принц бурятского балета.

   Скончался Цыден-Еши в возрасте 71 года в 1994 г.

Источник: https://gbu-garb.ru/assets/manager/pdf/bd2020/%D0%9A%D0%97%D0%94%202022_4.pdf

Награды

Народный артист республики Бурятия