Михалев Василий Павлович | Доблесть Бурятии

Чтобы рвануться в схватку, у мужчины
Есть только две достойные причины.
И первая: родной страны защита,
Граница чья пред недругом закрыта...

Расул Гамзатов

СМОТРЕТЬ
Михалев  Василий  Павлович

Михалев Василий Павлович

Дата рождения: 1917 г.
Страна: РСФСР
Регион: Забайкальская область
Населённый пункт: Верхнеудинск
Дата смерти: 2006

   Василий Павлович Михалев родился в 1917 году в городе Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) в семье рабочего. В 1932 году закончил семилетку в школе им. В.К. Блюхера, а затем пошел работать сперва учеником радиста, а потом дежурным радиотехником и монтером на радиостанции и радиоузле в городе Улан-Удэ. В январе 1931 года на IX съезде Ленинский комсомол принял шефство над Военно-Воздушными Силами. Десятки тысяч юношей и девушек пришли тогда в авиацию покомсомольским путевкам. Семнадцатилетний комсомолец Василий Михалев по рекомендации райкома ВЛКСМ поступает в Улан-Удэнский аэроклуб, в котором его, как одного из лучших пилотов, оста вили инструктором. В 1938 году В. Михалев переезжает в город Черемхово Иркутской области и до 1939 года работает в местном аэроклубе инструктором летного дела, а затем командиром звена самолетов У-2. Тяга к овладению высшим летным мастерством не оставляла Василия. В октябре 1939 года он добивается направления и поступает в Ульяновскую летную школу инструкторов Осоавиахима, которую В. Михалев окончил в конце 1940 года и был, как один из лучших ее летчиков, оставлен в ней инструктором с присвоением воинского звания старшины.

   Великая Отечественная война застала его в Ульяновской летной школе. Он рвется на фронт, но на его рапортах командир части накладывает неизменную резолюцию: «Опытный летчик инструктор. Оставить в авиашколе для подготовки кадров». Наконец, в октябре 1942 года командование удовлетворило его просьбу. В. Михалев был направлен на курсы командиров звеньев для полетов на самолетах ЯК-1. После окончания курсов В.П. Михалев в начале мая 1943 года получает назначение в 508-й истребительный авиационный полк 205-й истребительной авиадивизии на должность замести теля командира эскадрильи. Свой первый боевой вылет В. Михалев совершил 22 мая 1943 года с фронтового аэродрома Грязное, что в 30 километрах от Белгорода. В этот день, прячась в облаках, двадцать семь «юнкерсов» стали заходить для бомбежки аэродрома Грязное. Летчики под командованием В. Михалева успели вовремя взлететь и помешали немцам прицельно бомбить. На своих «яках», несмотря на численно превосходящие силы противника, летчики дежурной эскадрильи Михалева завязали воздушный бой. Михалев бросился в атаку на Ю-88.

    Он открыл огонь с близкого расстояния: «юнкерс» вспыхнул и дымящимся факелом пошел к земле. Михалев огляделся и пристроился ко второму «юнкерсу». Но фашист – опытный пилот – сразу же бросил машину в пике, и «як» отстал. Однако Михалев перехитрил фашиста. Он встретил «юнкерса» при выходе из пике и открыл огонь с дистанции около 900 метров. На бреющем полете он сблизился с вражеским самолетом и огнем под бил ему правый мотор. Но враг продолжал лететь, а у Михалева кончился боекомплект. Тогда советский летчик решил идти на таран. При строившись сзади, Михалев увеличил скорость и винтом ударил по хвостовому оперению. «Юнкерс» клюнул и пошел к земле, а Михалев с трудом дотянул на своем самолете до аэродрома. Винт был сломан: оторван кусок размером при мерно 30 сантиметров у одной лопасти, две лопасти погнуты. Так он принял боевое крещение и открыл свой счет: на фюзеляже «яка» появились две первые красные звездочки. На следующий день в сообщении Совинформбюро говорилось о мужестве летчика-истребителя Михалева, совершившего таран на низкой высоте и проявившего при этом мужество и героизм. А еще через несколько дней товарищи тепло поздравили Василия с первой наградой – орденом Отечественной войны II степени.

   В истребительном авиационном полку В.П. Михалев сразу пришелся всем по душе. Полюбили его фронтовики не только как хорошего товарища с отзывчивым характером, но и как высоко квалифицированного летчика и командира. Каждый вылет для Михалева был своего рода школой, где он учился сам и учил своих товарищей боевому мастерству. Вот, например, как кратко изложен личный боевой подвиг В. Михалева: «...Воронежский фронт. С 22 мая по 12 июля 1943 г., участвуя в боях на Белгородском направлении, произвел 54 боевых вылета. Провел 18 воздушных боев, в которых сбил лично 8 само летов противника...» Другой боевой эпизод. При подходе к району патрулирования наши летчики обнаружили 13 бомбардировщиков противника. Командир группы истребителей Михалев атаковал немцев шестью самолетами, а два оставил для прикрытия. Используя облачность и преимущество в высоте, летчики внезапно напали на бомбардировщиков, разбили их строй и уничтожили два «юнкерса».

   Прикрывающие самолеты заметили отряд вражеских истребителей из 13 самолетов и предупредили по радио ударную группу, которая к этому времени разделалась с бомбардировщиками и успела набрать высоту. Немецкие самолеты пытались штурмовать боевые порядки наших наземных войск. В.П. Михалев приказал атаковать врага всеми самолетами. Атака была смелой и внезапной. В коротком бою наши летчики сбили 4 «фокке-вульфа» и два «мессершмитта», не потеряв ни одного самолета. Вот так лишь в одном воздушном бою эскадрилья под командованием В.П. Михалева сбила 8 самолетов противника. Приземлившийся на парашюте опытный немецкий летчик, сбитый нашим истребителем, заявил: «Любой ваш летчик – воздушный ас. И, главное, нет у вас шаблона в тактических приемах. Каждый раз встречаешь все новые сюрпризы. И то, что я стою перед вами,– результат очередного сюрприза одного из ваших истребителей. Я увязался за ним в хвост, полез вверх и вдруг... он сделал переворот через крыло и полоснул меня очередью прежде, чем я успел опомниться». Да, наши советские соколы нередко делали то, что зачастую казалось невозможным. ...С командного пункта наземных войск сообщили: «Недалеко от переднего края противник сосредоточил большую танковую группировку. Ожидается контратака». С рассветом воздух огласился рокотом авиационных моторов. Над притихшей землей поднялись группы советских штурмовиков, бомбардировщиков и истребителей. Сотни краснозвездных самолетов эшелон за эшелоном подходили к переднему краю и сбрасывали бомбы в самую гущу танков и автомашин. Пылали стальные чудовища врага – пресловутые «тигры» и «фердинанды», пылали и взрывались автомашины с боеприпасами и горючим.

   Летчики под командованием В. Михалева, по являясь над танками, сбрасывали бомбы (на истребителях были поставлены бомбодержатели), затем набирали высоту и несли службу прикрытия. Танковая колонна немецко-фашистских захватчиков была разгромлена. В конце ноября 1943 года под Кривым Рогом эскадрилья Михалева получила задание одним звеном вылететь на прикрытие наземных войск в районе Балитино. Так как была большая облачность, то на задание вылетели опытные лет чики во главе с Михалевым. Над целью заметили 12 «юнкерсов». Михалев дал команду: «В атаку!» Как ястребы наши самолеты набросились на врага. Строй «юнкерсов» разбился. Строй ков, Колонеец и другие стали атаковать отдельные самолеты. Михалев идет в атаку сверху на трех «юнкерсов» и сбивает среднего, затем атакует оставшихся двух, сближается на короткую дистанцию и открывает огонь: один из «юнкер сов» загорелся и пошел к земле факелом. За этот бой старший лейтенант В.П. Михалев был награжден орденом Красного Знамени. В период с 20 декабря 1943 по 20 января 1944 года В. Михалев совершил 20 боевых вылетов, провел шесть воздушных боев, в которых лично сбил три самолета противника: два Ю-87 и один МЕ-109. В групповом бою он сбил один немецкий самолет.

   12 января 1944 года для прикрытия сосредоточения наземных войск в районе Кировограда В. Михалев возглавил группу из 8 самолетов и вылетел для барражирования. На горизонте показались до двух десятков Ю-87 и ФВ-190. С первой же атаки Михалев сбил Ю-87. Стремительно атаковали противника и остальные летчики. Фашисты бросились врассыпную и повернули на зад, куда попало сбрасывая бомбы. В этом бою группа под командованием В. Михалева сбила семь самолетов противника и не потеряла ни одного своего. И таких боев на счету В. Михалева десятки. За проявленное мужество в боях с фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 февраля 1944 года капитан Михалев Василий Павлович был награжден орденом Ленина. Запомнился В.П. Михалеву бой 30 мая 1944 года под Яссами. В этот день, прикрывая наземные войска, подразделение Михалева отразило четыре налета бомбардировщиков и истребителей противника.

   Ранним утром Михалев – ведущий группы, летчики-однофамильцы Калинины, Круглов, Хлоров, Шкондин, прикрывая наземные войска, встретили группу самолетов противника числом до 20 и завязали с ними воздушный бой. Тысячи наших солдат-пехотинцев с восхищением следили за воздушным боем. Там дрались их родные братья, товарищи. Дрались самоотверженно, не думая о смерти. Уже с первой атаки Михалеву удалось зажечь «юнкерс». Это воодушевило летчиков-истребителей... Сбивает «юнкерса» Калинин. Трудно передать, как ловко уходили из-под удара советские истребители, как дерзко они бросались на врага и метко разили его в неравном воздушном бою, длившемся в течение 40 минут. Наши летчики сбили 6 самолетов противника. Остатки неприятельских самолетов были рассеяны, а наши смельчаки спокойно приземлились на свой аэродром. В этот же день, вторично вылетая на прикрытие своих наземных войск, группа Михалева в составе 12 самолетов в районе патрулирования повстречала до 20 немецких стервятников. В результате атаки, произведенной ударной группой, Михалев одним из первых сбил Ю-87, Калинин сбивает еще одного, а Чепинога, хорошо при крыв его сверху, сбивает МЕ-109. Началось бес порядочное бегство «юнкерсов». – Павлыч,– услышал в наушниках шлемофона Михалев. – Бей их, я тебя буду сверху прикрывать. Догнав Ю-87, Михалев послал меткую очередь, и еще один немецкий бомбардировщик, оставляя шлейф густого дыма, упал на землю и взорвался. Потом на вираже Михалев сбивает еще одного «юнкерса». За этот бой летчики группы Михалева получили правительственные награды, а Михалеву был вручен орден Александра Невского.

   ...Предстоял обычный вылет на разведку. Уже в воздухе Михалев получил приказ: разведать со своим ведомым Дмитрием Калининым аэродром противника в Кишиневе, железнодорожные и грунтовые дороги. Возвращаясь домой, летчики заметили движение колонны, состоящей из парных подвод. Михалев дал команду на штурмовку. Удар сверху был неожиданным и стремительным для врага. На земле раздались взрывы. Как оказалось впоследствии, на этих подводах немцы подвозили для танкистов снаряды. В воздушном бою под Яссами пулеметной очередью В. Михалеву перебило правую ногу. Истекая кровью, он продолжал сражаться, пока совсем не обессилел. Сел на поле, вспахав фюзеляжем землю. Немецкие «охотники» стали расстреливать самолет Михалева с бреющего полета. Выручила броня. А ногу уже позднее спасли от гангрены врачи.

   От Кубани до Берлина – таков боевой путь нашего отважного земляка. Эскадрилья В.П. Михалева в период с 16 мая 1943 года по 1 июня 1944 года произвела более 700 боевых вылетов. Летным составом эскадрильи за это время сбито 78 самолетов противника, тогда как свои потери со ставили 7 самолетов и 6 летчиков. Капитан Михалев за это время произвел 135 боевых вылетов, лично сбил 26 фашистских самолетов.

   В наградном листе на присвоение звания Героя Советского Союза сказано: «Капитан Михалев, как верный сын, беспредельно преданный социалистической Родине, воспитавший в себе и своих подчиненных высокое чувство ответственности за судьбу Отчизны, воспитывая ненависть к врагу, проявляя мужество, отвагу и героизм в боях за Родину, наносит все новые и новые удары по врагу. В боях с врагом Михалев вдохновляет своих подчиненных летчиков на победу над немецко-фашистскими полчищами».

   После госпиталя, в котором Михалев находился шесть месяцев, в январе 1945 года он назначается заместителем командира авиаполка. Войну закончил под Берлином, на аэродроме Гаро, в звании майора. В.П. Михалев был включен в сводный батальон для участия в Параде Победы в Москве, но неожиданно заболел, и о параде ему пришлось слушать по радио. Отгремела война. В.П. Михалев продолжает служить в авиации, передает свой богатый боевой опыт молодым пилотам. Летчик первого класса, он в совершенстве овладел реактивной техникой. В 1959 году В.П. Михалев в звании полковника уходит в отставку. В последние годы своей жизни Герой Советского Союза В.П. Михалев жил и работал в городе Куйбышеве.

Источник: Личный архив члена Союза журналистов России Баясхалана Бальжинимаевича Дабаина

Источник: Герои Бурятии. Издание третье, дополненное/Д.М. Цыренов. – Улан-Удэ: Изд-во ОАО«Республиканская типография», 2014. – 136 с.: ил.

Награды

Герой Советского Союза

Орден Ленина

Орден Красного Знамени

Орден Александра Невского

Орден Отечественной войны I степени

Орден Отечественной войны II степени

Орден Красной Звезды

Медаль «За боевые заслуги»

Юбилейная медаль «За доблестный труд»

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Медаль «Ветеран труда»

Медаль «Китайско-Советская дружба»